Страница блога

Что такое сказкотерапия
Развитие ребенка

Что такое сказкотерапия 

    Объяснение зачем нужны сказки и что такое сказкотерапия дает дипломированный детский психолог Елена Афанасьева — «Хотелось ли вам когда-нибудь попасть в сказку, превратиться в принцессу или принца? Попасть во дворец на бал, сразиться с драконом и победить его,  помериться силами с Бабой-Ягой, помочь Золушке, вместе с Элли и Тотошкой отправиться в Изумрудный город? А как здорово быть участником необыкновенных сказочных событий, где в трудную минуту всегда приходит помощь, если у тебя доброе и смелое сердце и ты  веришь в чудо.

Да, скажете вы, в детстве всегда этого хочется, но зачем все это в реальной жизни? Мечты, фантазии, вера в чудо… Как это может помочь ребенку в его жизни?

Каждый из вас слушал, а потом и читал в детстве сказки, воспринимал их как развлечение, как забавную историю, которая будит воображение, питает детскую душу эмоциональными событиями. А,  когда мы вырастаем, чтение сказок кажется нам чем-то несерьезным, нереальным, смешным занятием. Но так ли нереальны сказки?

Настоящий смысл сказки открывается только тому, кто умеет читать между строк, кто может расшифровать и использовать символический образный ряд сказок, мифов, легенд.
Дело в том, что в сказках  зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы  человека: взаимоотношения, способы преодоления проблемных ситуаций, различные жизненные сценарии, духовное развитие человека.

Особенно важны сказки в детском возрасте, так как они являются основой для формирования гармоничной личности ребенка, а также создают основу для приобретения  «нравственного иммунитета», который направлен на защиту психики от деструктивного воздействия окружающей среды.
Даже просто читая или рассказывая сказки, благодаря их образному метафорическому языку,  в подсознании ребенка создается символический «банк жизненных ситуаций» и, чем больше накапливается таких ситуаций, тем более успешным будет ребенок во взрослой жизни.

Сказки, притчи, былины – древнейший метод воздействия на душу человека и не случайно этот метод обратил на себя внимание психологов, психотерапевтов. Вот что пишет в своей книге-исследовании «Бегущая с волками»  Клариса Эстес: «Сказки – это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать,- достаточно слушать их.
В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную  душевную  пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии».
Итак, душа, сознание, чувства в процессе соприкосновения со сказкой учатся приобретать знания и извлекать жизненно-важные уроки.

В последнее время особую популярность у психологов, психотерапевтов, педагогов, воспитателей завоевало относительно новое направление практической психологии – сказкотерапия.

Родина сказкотерапии как школы – город Санкт-Петербург. Вот что пишет в своей книге «Основы сказкотерапии» директор Института сказкотерапии Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева:
«Сказкотерапия – это учение и язык одновременно. Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей: Любви, Веры, Истины, Сотрудничества, Самодисциплины, Достоинства. Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека пропитывается добром.»

В наш беспокойный, нестабильный, прогрессивный век каждому заботливому родителю хочется как можно лучше подготовить своего ребенка  к важному этапу – школьной жизни. Большое внимание уделяется развитию интеллекта, памяти, внимания, навыкам чтения  и счета и совсем упускается из виду эмоциональное развитие ребенка.
Но именно от развития эмоций, умения управлять своими чувствами будет зависеть и то, как ребенок будет учиться и то, насколько он будет успешным в дальнейшей жизни.
Ведь жизнь – это не только обучение и работа, (хотя и тут без эмоций не обойтись), но самое главное – это взаимоотношения  с людьми, то как человек воспринимает окружающий мир, как чувствует себя в этом мире, насколько этот мир и все, что в нем происходит имеет позитивную окраску.
И тут, конечно, особенно детям нужна психологическая поддержка и помощь, которую успешно оказывают занятия сказкотерапией.

     Сказкотерапия с детьми – это  комплексные занятия, которые включают в себя работу с эмоциями и чувствами, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; это и формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; это и развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Но, самое главное, — в связи с тем, что в человеке все взаимосвязано, то гармонизация эмоционального состояния приводит к улучшению физического здоровья ребенка, нередко исчезают  симптомы психосоматических  заболеваний и как следствие – ребенок реже болеет.

Занятия проходят в малых группах и построены так, что каждый ребенок приобретает необходимый опыт, возможность поработать со своими проблемными ситуациями в самой приемлемой и любимой форме – форме игры. Это создает достаточно сильную мотивацию к преодолению различных трудностей в сказочной ситуации, а затем перенесение этого опыта в реальную жизнь, для решения реальных проблем.

Таким образом, ребенок учится быть творцом, создающим свой гармоничный и счастливый мир.

 

Related posts

1 Comments

  1. Почему дети вруг

    […] Что такое сказкотерапия? […]

Добавить комментарий

Обязательное поле *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.