<>
Главная » Идеи » Игры со сказками

Игры со сказками

15

Игры со сказками

Вы думаете, что, слушая сказку, малыш только получает удовольствие от интересного сюжета? Психологи доказали, что ребенок не просто погружается в волшебный мир сказки, но и узнаёт много полезного, учится быть смелым, внимательным к тому, что его окружает, отличать добро и зло, творчески подходить к сложным ситуациям. В это время развивается речь ребёнка, воображение, логика.

Хотите усилить эффект воздействия сказки? Есть несколько секретов, которые помогут не только превратить сказку в увлекательную игру, но и сделать  добрыми помощниками в развитии ребёнка. Игры со сказками улучшают память и внимание, увеличивают словарный запас. Дети учатся сотрудничеству, развиваются их способности и интерес к творчеству. Вот некоторые из этих игр.

Игра в сказку от лица героя

Попросите ребёнка рассказать хорошо известную ему сказку от лица любого героя. Однако здесь перед ребенком стоит нелегкая задача: ему нужно не только отойти от привычного звучания сказки, но и преодолеть границы собственного «Я», вставая на позицию другого, понимая его чувства. Помогите ребенку вопросами, описанием ситуации: «Ты —  Кот в Сапогах.  Какой ты? Что ты чувствуешь? Что находится вокруг? Что тебя радует? Что огорчает? Что ты увидел, услышал? Что происходит сейчас?»

Выберите и себе персонажа и, рассказывая сказку от его лица,  продемонстрируйте, что нет границ для фантазии.

Право на слово могут иметь как отрицательные герои, так и «молчаливое» окружение – лес, дом, земля.

Очень полезно внести в игру юмор, неожиданный взгляд на ситуацию. Ваши герои могут вступать в диалог, обсуждать сказочные (а иносказательно — и реальные) ситуации, делиться своими чувствами.

Самые любимые герои могут продолжать свои приключения и в повседневной жизни. Напишите вместе с ребёнком книгу продолжения приключений, проиллюстрируйте её.

Используя метод рассказа от лица героя можно составить загадки. Научившись их отгадывать, ребёнок с удовольствием сможет придумывать их сам.

Вот несколько примеров таких игр со сказками от лица героя:

  «С момента появления на свет я был любопытным и доверчивым непоседой. На вид я такой уютный и домашний, но, только родившись, убежал из дома. Попутешествовать, мир посмотреть, себя показать… Но встречались мне существа опасные и коварные. И только мои музыкальные способности спасали меня какое-то время…» (это сказка про колобка)

 «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в огород, смотрю, действительно моя помощь нужна…» (это сказка про серенькую мышку)

 «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…» (это сказка про шапочку Красной шапочки)

  «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги кот. У него ведь когти. Он  исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (это сказка про сапоги Кота в сапогах)

Сказки «наизнанку»

Такой приём развития воображения и творческого взгляда на мир предложил Джанни Родари. Этот способ фантазирования позволяет как создавать пародии на известные сказки, так и придумывать новые. Суть приёма  заключается в полном или частичном искажении одного или нескольких элементов сказки. Так создаются сказки про наглую бездельницу Золушку, терроризировавшую покладистую мачеху и отбившую у своих смирных сестёр всех женихов.

Вот несколько примеров того, как можно играть в сказку «наизнанку»:

«Опиши героя»: сначала ребёнок учится определять качества персонажей сказки (не только словами «хороший — плохой»). Герда из сказки «Снежная Королева» — какая? Смелая, любящая, добрая, вежливая, сочувствующая, самоотверженная, упорная…Читая сказки, обсуждайте героев, качества их характера, подтверждайте примерами сюжета называемое свойство. Помогайте ребёнку: «Как можно назвать человека, поступающего таким образом?» (Перечисляя качества, расширяйте словарный запас ребёнка, отходите от стереотипных определений). Посоревнуйтесь: кто больше назовёт качеств героя, свойств характера.

«Скажи наоборот»: ребёнок учится находить антонимы – слова, противоположные по значению. От игры с определениями «тихий — громкий», «высокий — низкий», «быстрый -медленный» и т. п. переходим к называнию более сложных определений – человеческих чувств, свойств характера. А в сказках находим героев с ярко выраженными противоположными проявлениями какого-либо качества. Можно попробовать нарисовать эти качества, цветом и характером линий передавая контрастность таких проявлений, как смелость и трусость, вежливость и грубость, доброту и злобу.

«Антигерой»: Определив качества героя и наделив его противоположными чертами, вы создаёте новый персонаж. Как он будет реагировать теперь на прежние сказочные ситуации? Как воспримут его другие герои? Какие новые приключения «притянет» его изменившийся характер? Напишите вместе с ребёнком эту сказку.

Игр со сказками существует достаточно много. Если такое полезное развлечение заинтересует Вас и Ваших детей, Вы сможете найти описание игр у Джанни Родари, Проппа, Зинкевич-Евстигнеевой и других «сказковедов». Но, возможно, Вам и самим понравится придумывать такие игры. Ведь сказки можно рисовать, лепить, изображать в самодельном кукольном театре, загадывать в пантомиме или рисунках, сочинять свои сказки, снимать свои мультфильмы и т. п. Это будет, наверное, самое интересно обучение для ребёнка.

А радость общения с родителями и совместное творчество порой развивают лучше самых современных педагогических инноваций.

Автор статьи Юлия Эрман, специально для МамаКлуб.

Комментарии

1 комментарий

  1. Комментарий Дарина, от Сообщение

    Работаю в детском музыкальном театре. Удивительное воздействие на детское воображение, память, развитие речи и,главное, уверенность в себе оказывает любой вид театральных игр)) Советую со всем знанием дела! У нас,например, малыши принимаются с 4х лет, но бывают группы и раньше.

Яндекс.Метрика